воскресенье, 1 марта 2009 г.

Финансовые потоки... или как во времени соотносятся доходы и расходы

Те, кто не изучал бухгалтерию или другие финансовые дисциплины - слышали или чувствуют интуитивно, ЧТО НЕ ВСЕГДА наши расходы и доходы попадают по времени с ПОСТУПЛЕНИЕМ денег и ИХ ОТТОКОМ. Движение денег во времени и называется ФИНАНСОВЫМ ПОТОКОМ. Для того, чтобы совмещать или наоборот РАЗРЫВАТЬ эти потоки - обучают профессиональных экономистов или управленцев (базовый курс дают в МВА).

Так вот - разница между финансовыми потоками и вашими ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ составляет КАССОВЫЙ РАЗРЫВ, т.е. когда, например, вы "получили" свой доход, а деньги еще не пришли. ИЛИ - вы уже совершили расходы, но еще не заплатили.

Приведу пример обывателя. Например, ваша зарплата в этом месяце составит 30 000 рублей 15-го числа, а кредит за авто (квартиру) необходимо погасить 5-го числа в размере 12 000 рублей. Если рассматривать ситуацию в разрезе ДОХОДОВ и РАСХОДОВ, то все нормально, у вас остается еще средства для дальнейшего существования. Но с 5-го по 15-е образуется кассовый разрыв, когда ТЕКУЩИЕ траты превышают поступления.

Именно этими вопросами в жизни занимаются финансовые менеджеры - т.е. они сводят кассовые разрывы к нулю или нивелируют факторами, которые на них влияют!

Самым правильным методом является - ПЛАНИРОВАНИЕ!!!! Украинские собственники в кризисных ситуациях с 1998-2004 гг планировали ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕГ, а не прибыли и убытки. Для начала - составьте календарный график поступлений и выплат! Это просто. И сразу, подбивая ежедневные итоги, вы увидите, ГДЕ у вас рвет итог в красное. Правда для этого нужно знать точные суммы ваших расходов (то есть вести учет расходов).

Когда Вы «ведаете» своими расходами (ведете учет, знаете точные суммы расходов), вы можете составить график прохождения платежей. Если у вас из месяца в месяц они одинаковые, то можно составлять каждый месяц на текущий. Но если у вас есть не ежемесячные платежи (раз в квартал или год) – очень рекомендую приблизительно прикинуть суммы выплат на квартал-год вперед. И вот почему. Вы сможете увидеть неравномерность предстоящих выплат и вовремя спланировать ваши предстоящие затраты – они не застанут вас врасплох.

Если по предварительному графику у вас расходы превышают доходы в определенный месяц – то следует воспользоваться следующими правилами:
1. Запланировать и начать откладывать определенную сумму для предстоящих расходов. Рассчитать ее просто: недостающую сумму поделите на количество месяцев до месяца выплат (месяц, в котором выплаты ожидаются не считать, не считать и текущий месяц, если отложить в этом месяце не получится).
2. Все предстоящие расходы заносить в график платежей накануне последней даты оплаты (не забывайте сверять с выходными днями, что бы платежи осуществлялись действительно вовремя).
3. Необходимо составить регламент определения приоритета платежей. Каждой статье расходования денежных средств присваивается один из следующих платежных приоритетов:

приоритет первой очереди - платежи, задержка по которым может вызвать серьезные негативные последствия, например штрафные санкции или ухудшение кредитной истории. К таким платежам относятся оплата налогов и погашение кредитов. Оплачиваются строго в соответствии со сроком платежа, указанным в квитанции;

приоритет второй очереди - платежи, по которым допустима задержка оплаты на срок до трех банковских дней без серьезных негативных последствий (к примеру, счета на оплату коммунальных услуг;

приоритет третьей очереди - платежи, по которым допустим перенос сроков оплаты более чем на три банковских дня. При нехватке денежных средств для оплаты – эти платежи отодвигаются на неопределенный срок и отменяются совсем (к примеру, подарки на дни рождения и расходы на праздники).

В условиях нехватки денежных средств, в первую очередь должны осуществляться выплаты по тем обязательствам, нарушение которых приведет к наибольшим финансовым потерям. На практике нередко возникает ситуация, когда не поступают денежные средства, на которые вы рассчитывали (не выплатили премию, не вернули долг, задерживают зарплату), а план расходования денежных средств исполняется в полном объеме, соответственно общая сумма расходов превышает реальное поступление денежных средств. Чтобы избежать кассовых разрывов, целесообразно ранжировать все платежи по степени их приоритетности или значимости. Статьи с наиболее высоким приоритетом оплачиваются в обязательном порядке, статьи с пониженным приоритетом - при выполнении дополнительных условий (к примеру, если выплатят премию или будет подработка). Статьи расходов, позволяющие при необходимости сдвигать сроки оплаты счетов, предоставляют возможность для маневра при временном недостатке средств.


Основная цель платежного календаря - формирование графика денежных потоков на ближайший период таким образом, чтобы гарантировать оплату всех необходимых платежей, избежать кассовых разрывов, запланировать средства для инвестирования и пополнения финансового резерва.

Платежный календарь может иметь разное представление в зависимости от ваших предпочтений. Я, к примеру, сейчас подбираю оптимальную форму для себя в экселе. Однако он обязательно должен содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств. Хочу только обратить ваше внимание на то, что если вы ведете учет доходов и расходов в какой-либо специализированной программе, то она наверняка учитывает финансовые потоки во времени, и вам не обязательно озадачиваться составлением графика платежей отдельно.

При формировании платежного календаря на месяц потребуется смоделировать распределение запланированных денежных потоков по неделям и дням. Понимание распределения расходов во времени поможет выявить наиболее рисковые с точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты и провести мероприятия по перераспределению бремени платежей, например, разнести на разные недели расходы и перечисление в бюджет налогов, вовремя воспользоваться кредитом (если таковой планируется брать). Платежный календарь может содержать и другую аналитическую информацию, необходимую для оперативного управления платежами, например валюту платежа и соответствующий курс к валюте бюджетирования. К примеру, у вас есть кредит в долларах. Сейчас курс 34 рубля за доллар, а вы закладываете, что платеж через пол года у вас будет по курсу 37 рублей за доллар. Если через полгода курс доллара не достигнет отметки 37 рублей – то у вас появятся свободные средства, а если отметку перепрыгнет – то недостающая сумма будет существенно меньше, чем могла бы быть, если б вы не планировали повышение курса. То есть скорректировать нехватку будет существенно проще.

Интересен и тот факт, что данный график платежей уже не требует досконального ведения учета расходов. Я уже не веду таблицу расходов и доходов. Она велась в самом начале месяца 4-5 – до тех пор пока я не получила четкого представления куда и сколько денег у меня уходит. Затем эту нудную (для меня) таблицу я заменила методом 4-х конвертов, а график платежей мне позволяет сориентироваться во времени по платежам, доходам и расходам, а значит, позволяет понять мои финансовые возможности. Правда при условии, что с финансовой дисциплиной у вас все в порядке. И тогда наступает самое интересное и приятное – Вам предстоит распределять незапланированные, буквально «свалившиеся на голову» доходы. И очень рекомендую Вам иметь план и на этот приятный случай. К примеру, он может выглядеть так: если таковые случаются – 50% инвестировать, 25% отложить на крупные покупки, а 25% потратить на отдых и развлечения.

Задача третья. Старое вино в новые мехи

Еще раз напоминаю, что правильные решения будут появлятся к задачам в случае попытки их решить (варианты решения оставляйте в комментариях к задачам). Задачи на самом деле простые. Со временем будут усложнятся. А сейчас продолжение.


- А вот, скажем, бутылка вина, - рассказывал однажды королю министр. – Она стоит 10 золотых. И вино на 9 золотых дороже бутылки. Сколько же стоит пустая бутылка?
- Из десяти долой девять, - ну конечно же, один золотой!
- А вино? – вкрадчиво спросил министр.
- Оно на девять золотых дороже, - стал загибать пальцы король, - стало быть, девять да один – всего десять.
- И еще за саму бутылку золотой…
- Правильно. Итого – одиннадцать… - растерялся король. – Хорошо, что я не назначил вас министром финансов! А то плакала бы моя казна. Ну, и куда же у нас девался золотой?
И министр финансов тут же отыскал пропавший золотой и снес его вместе с правильным решением задачи в королевскую сокровищницу мудрости – «Решения».