суббота, 28 февраля 2009 г.

Оптимизация расходов

С завидным постоянством в нашей жизни случаются ситуации, когда понимаешь, что расходы хорошо было бы подсократить. Но от одной этой мысли портится настроение. В этой статье делюсь опытом Nick Cherry, который подсказывает, на чем можно сэкономить без ущерба привычному образу жизни. Это очень сильно поможет вам высвободить определенную сумму денег для чего-нибудь более важного. Без ощущения жертвы с вашей стороны.


Экономия - это сокращение расходов, а оптимизация подразумевает просто более рациональное распределение расходов по статьям бюджета с минимальными потерями в уровне и образе жизни.

Есть две ситуации, в которых может пригодиться оптимизация расходов:

1. Для достижения поставленных целей вам просто необходимо ежемесячно откладывать некоторую сумму денег, но увы, после всех затрат к концу месяца у вас этой суммы просто нет.
2. Ваши ежемесячные доходы в точности равны сумме потребительских расходов и инвестиций. В этом случае целью оптимизации будет улучшение качества жизни в рамках данной суммы денег.

Первое правило оптимизации: все ваши статьи расходов являются необходимыми.
Ни от одной статьи расходов не стоит полностью отказываться, поскольку полный отказ вызывает слишком большой внутренний дискомфорт. Если у вас 10 одинаковых по сумме статей расходов, то лучше сократить каждую на 10%, чем полностью отказаться от одной, сохранив остальные девять в полном объеме.

К примеру, вы каждый день в обед посещаете кофейню, выпивая по чашечке кофе. Это большое удовольствие для вас, но вы считаете это баловством, нежели необходимостью. Все равно не стоит отказываться полностью от этой "кофейной" статьи расходов. Можно ходить в кофейню 3 раза в неделю и покупать меньше журналов для чтения, сократить на одно посещение в месяц ресторанчик и кино. То есть вы по-прежнему будете ходить в кино и рестораны, пить кофе, покупать глянцевые журналы – но деньги на это вы будете тратить меньше. Высвободится некая сумма для вашей финансовой цели. Ощущения что вы лишились чего-то - не будет.
Примеры утрирую для того что бы наглядней было.

Второе правило оптимизации: сокращать расходные статьи от бОльших к меньшим.
Поскольку все статьи для нас одинаково важны, и мы не можем сократить сначала самые «неважные», придется выбрать другой критерий порядка экономии. Этот критерий – сумма расходов. Сокращая «неважные расходы» мы часто не добиваемся нужной экономии при сильном ощущении самоограничения. Зато несущественно сокращая статьи, которые по деньгам составляют большую часть бюджета можно легко выйти на экономию нужной нам суммы без возникновения неприятного ощущения ограничения.

Пример (утрированный). Продукты. Самыми большими статьями расходов часто бывают овощи, мясные и молочные продукты. Гораздо меньшая "съедобная" составляющая -шоколад. Можно наполовину уменьшить или полностью отказаться от шоколада. Но по деньгам будет несущественно, а дискомфорт ощутимый. А можно пересмотреть овощи и мясо в меньшую сторону на небольшой процент (или отказаться от полуфабрикатов в пользу сырых продуктов, из которых готовить надо самому). То есть от замороженных овощей в пользу свежих, от мясных деликатесов в пользу мяса, из которого можно приготовить дома много чего. То есть от уменьшения бОльшей статьи расходов на 1-2% получаем гораздо больше пользы в плане высвободившихся денег, чем от уменьшения на 50% мелкой статьи расходов.

Третье правило оптимизации: нельзя экономить, покупая больше.
Покупая оптом, вы экономите на единице товара, но зачастую проигрываете в общей сумме расходов. Дело в том, что увеличенная покупка способствует увеличенному потреблению, которое затем становится привычкой. Nick Cherry обнаружил это на примере жажды. После лекций в вузе с друзьями часто оставался на стадионе погонять в футбол. После игры всем всегда очень хотелось пить, и все шли к палатке с напитками. Полулитровые пакеты сока расходились на ура. Каждый успевал выпить свои пол-литра по пути до метро, и все были довольны. Однажды ему банально не хватило денег на пакет сока и пришлось взять упаковку 0,2. Она стоила 12 рублей против 20 за 0,5. Любому математику или экономисту очевидно, что это переплата, т.к. каждые 100 грамм сока обходятся дороже. Но к его удивлению и этой упаковки вполне хватило для полного утоления жажды. А значит, в общем итоге экономия вышла при «относительно более дорогой» покупке. Потребность была удовлетворена в обоих случаях в полном объеме, но во втором было потрачено на 40% меньше денег.

Так что очень рекомендую посетить блог данного автора, у него много материала на данную тему.